КАРАВАН + Я №2 от 11 января 2006 года

ПОТЕРЯВШИЕ ГОЛОС.

Речь пойдет не о простудных за­болеваниях, а о выборах в Законо­дательное Собрание Тверской об­ласти, как нам казалось, благопо­лучно прошедших 18 декабря. Дей­ствительно, вроде бы все прошло гладко, депутаты избраны, и места в ЗС распределены. Однако прак­тически никто из избирателей и не предполагал, что в самом принци­пе рейтингового голосования рас­положен подводный камень, на ко­торый натыкается конституционное право любого гражданина избирать органы власти путем прямого воле­изъявления. То есть у кормила вла­сти оказываются совсем не те, кого бы мы хотели видеть. Но обо всем по порядку.

Конечно, идея рейтингового голо­сования внутри партийных списков • идея хорошая. Теоретически про­центное исчисление голосов,отдан­ных за ту или иную партию, опре­деляет количество мандатов, кото­рые она получит в ЗС. Рейтинговое голосование за кандидатов, распо­ложенных в списках партии, опре­деляет персональный состав вновь образованных политических фрак­ций. Это и есть прямое волеизъяв­ление народа - в ЗС попадают толь­ко лидеры рейтингового голосова­ния. Собственно, свято веря в этот принцип, люди и пошли на избира­тельные участки. Однако на самом деле изначально подразумевалось, что процесс формирования соста­ва ЗС будет проходить по другим принципам. Об этом прямо говорит Избирательный кодекс Тверской области. А именно его статья 95-я -распределение депутатских манда­тов внутри списка кандидатов. В ней указана одна интересная нор­ма. Все бюллетени для голосова­ния, где не отмечены персоналии, то есть когда избиратель проголо­совал за партию, но не за конкрет­ного кандидата, составляют опреде­ленный фонд голосов. Эти голоса являются существенным ресурсом, который распределяется при помо­щи витиеватых математических формул довольно интересно. Про­исходит следующее: избирком вы­числяет второе избирательное ча­стное для списка кандидатов - ве­личину рейтинга каждого депутат­ского мандата. То есть если у партии 5 мандатов, а проголосова­ло за нее 50 тысяч избирателей, то второе избирательное частное каж­дого мандата составит 10 тысяч го­лосов. Эту величину вычисляют для того, чтобы распределить общие голоса, отданные за партию, между участниками партийного списка. С этого момента заканчивается сво­бодное волеизъявление граждан и начинается волеизъявление Изби­рательного кодекса. Все общие го­лоса распределяются между канди­датами, но не по рейтинговому принципу, а по принципу располо­жения в списке. То есть первые но­мера в партийных списках при де­фиците голосов получают этот об­щий резерв. Избирком добавит им недостающие голоса до величины второй избирательной частной дан­ной партии. При этом реальные ли­деры голосования могут превра­титься в аутсайдеров, и депутата­ми им нс стать. Такая вот арифме­тика. Так что можно смело сказать, что рейтинговое голосование на ны­нешних выборах было всего лишь красивой картинкой, к сожалению, на научно-фантастическую тему.

Александр ЗЕНИН.