«Вече Твери24», 12-18.12.08, № 184

 

 

На этой неделе зарегистрирован и опубликован новый Устав Твери. В полном объеме он вступит в законную силу в марте следующего года, когда будет избран новый состав Тверской городской Думы. Выборы пройдут по партспискам. О главной в тверской политике теме последних месяцев — принятии нового Устава Твери — «ВТ» беседует с председателем ТГД Владимиром БАБИЧЕВЫМ.

 

— Владимир Иванович, давайте начнем наш сегодняшний разговор с вещей простых. Чем новый Устав Твери отличается от ныне действующего, который был принят депутатами при Олеге Лебедеве? Обозначим только его ключевые положения.

— Новый Устав отличается тем, что полностью меняет систему управления областным центром. Первое. Коренным образом в системе управления городом разделены политические и хозяйственные функции власти. Экономикой, хозяйством Твери в соответствии с новым Уставом будет заниматься глава администрации города, а политической, общественной деятельностью — глава города и городской представительный орган власти. Наша логика на разделение этих функций—политика и экономика, — надеюсь, совершенно очевидна. При прежней системе выборов главой Твери мог быть избран хороший политик, но сомнительный хозяйственник. А это ощутимо влияло на жизнь всех горожан и функционирование городского хозяйства в целом. Допускать такой риск в сложившихся обстоятельствах было бы просто неразумно.

И второе. Глава Твери теперь будет избираться не в ходе прямых выборов, а из состава депутатов Думы.

— При принятии такого важного документа, каковым является Устав Твери, тем более такой, который кардинально меняет организацию власти в городе, была заметна спешка. Почему так торопились депутаты, Владимир Иванович?

— На самом деле никакой спешки не было. Вопрос о том, что схему управления городом надо менять, созрел давно. Всерьез он обсуждался еще при покойном Александре Петровиче Белоусове. Для многих людей во власти было очевидно, что политик и хозяйственник, совмещенный в одном лице, — это неразумно. Эти качества в людях совмещаются крайне редко. Поэтому ничего нового мы не изобрели. Просто вспомнили хорошо забытое старое. Хотя в чем-то вы и правы. Для того чтобы новый Устав заработал в полной мере, чтобы изменилась схема управления городом, мартовские выборы в Думу прошли по пропорциональной системе, нам надо было успеть до 10 декабря. Если бы мы в этот временной отрезок не уложились, то с надеждами на появление в Твери дееспособной модели управления городом можно было бы распрощаться еще на пять лет. Зачем откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня? Ведь нынешний Устав, нынешняя система организации власти в городе в последние месяцы продемонстрировали свою недееспособность. Это была нерабочая схема. Вернее, рабочая, но написанная только под одного человека — главу города.

— Есть глава города — администрация работает, нет главы—ждет его возвращения?

— Именно так. Полумиллионная Тверь зависит от одного человека. Какая же это демократия? Ведь у нас в Твери дело дошло до того, что впервые в истории России потребовалось принимать судебное решение, чтобы заставить власть в городе работать. Без Олега Лебедева (так был написан его Устав) никто никакие документы подписывать не мог. Тверь была на несколько месяцев парализована. Кстати, правильность тверского судебного решения о наделении спикера ТГД правом подписи недавно подтвердил и Верховный суд РФ.

— Тем не менее почему депутаты, и прежде всего из партии власти, не пошли на обычную корректировку Устава? Почему решили изменить его столь кардинально?

— А на самом деле, если честно, кардинально были изменены лишь несколько статей. Как я уже и отмечал: избрание главы города из состава депутатов, назначение главы администрации по конкурсу и пропорциональная система выборов депутатов. Все.

— Это ключевые статьи. Не случайно, что вашу партию и вас лично оппоненты тут же обвинили в узурпации. Было сказано и другое: прямые выборы главы Твери «ЕР» выиграть не в состоянии. Поэтому и решила переписать Устав.

—Это сказки. Ситуация прямо противоположная. Сегодня в Твери на прямых выборах главы города мог бы победить только кандидат, которого бы поддержала «ЕР». При этом у нас самая длинная скамейка кандидатов на эту должность. Например, мы могли бы выдвинуть и предложить жителям избрать глубокоуважаемого всеми человека, бывшего директора Тверского вагоностроительного завода Владимира Ивановича Савина. Кто бы его не избрал? А что касается других партий, например тех же коммунистов, то кого из людей серьезных, опытных и профессиональных они могут предложить? Да никого. Нет у них таких. Они и сами хорошо об этом знают. Отмечу и другое. Мы могли бы запросто не включить в новый Устав пропорциональную (партсписочную) систему выборов депутатов. Но ведь включили! А эта система более выгодна тем же коммунистам. На последних партсписочных выборах в Думу они получили сразу шесть депутатских мест. А по прежней мажоритарной системе набирали одно-два места. О какой узурпации власти идет речь? Наоборот, предоставляем политическим оппонентам иметь хорошее представительство в Думе.

— Что-то вы, Владимир Иванович, благостно настроены. Зачем же отдавать власть конкурентам? Это политика российская или сугубо тверская?

— Никто не собирается отдавать власть. Пусть все решат сами избиратели. Общероссийская политика—это создать управляемую, действенную модель государства. Решения, которые принимаются президентом, должны реализовываться в муниципалитетах. Это первое. А второе состоит в том, что руководство страны призывает нас слышать оппозицию, давать ей возможность всячески высказывать свое мнение, иметь нормальные фракции в представительных органах власти. Повторяю, если бы мартовские выборы будущего года прошли по мажоритарной избирательной системе, то в лучшем случае те же коммунисты получили бы в Думе одно-два места. А мы по новому Уставу даем им шанс конкурировать с нами.

— Коммунисты в этой части перемен в Уставе с вами согласились?

— Да, конечно. У них есть возможность собрать больше голосов на выборах и таким образом принять самое активное участие в назначении главы администрации Твери. Они могут также на конкурсной основе выставить своего кандидата.…

— Главное, что вызывает негодование ваших оппонентов, — это отказ от прямых выборов. Почему, на ваш взгляд, прямые выборы для Твери хуже, чем выборы из состава депутатов?

— Они не только для Твери оказались несвоевременными. В 60 процентах субъектов Федерации уже перешли на систему управления, которую мы предложили в новом Уставе. Такая система, которую мы предлагаем, существует и в Европе. Англосаксонская система, по которой десятилетия, может быть и столетия, идут выборы.

— Ну вообще-то, и континентальный, и англосаксонский вариант предполагают и прямые выборы мэров (бургомистров) и из числа членов представительных органов власти.

— Новгородское вече тоже было чем-то похоже на нашу систему. Мы ничего нового не изобрели.

— В Великом Новгороде недавно была попытка отказа от прямых выборов главы города, но потом пришел новый губернатор и на основании вековечных новгородских традиций стал выступать за прямые выборы главы…

— В Великом Новгороде раньше же было Новгородское вече. Приглашали князя, выбирали воеводу. Когда хотели, от их услуг отказывались. Если хорошо правил, то оставляли. У нас по новому Уставу будет то же самое. Мы ничего не изобретали. В этом деле вообще трудно изобрести что-то новое. Нужны традиции.

— И все же почему прямые выборы главы Твери хуже его избрания из числа депутатов?

— Выборы, которые проходили по мажоритарной системе, депутатов, да и главы города, там волеизъявление народа было какое-то? Я уже говорил об этом. Тысячу агитаторов нанимал кандидат по трудовому договору, проплачивал заявку по проведенной работе. Тысячу человек приходили и голосовали за него. Этого было всегда достаточно для того, чтобы стать депутатом.

— Я говорю о выборах главы…

— А с выборами главы то же самое происходило. Вы ведь прекрасно это знаете! В Твери к определенному времени был создан отлаженный механизм, как действующему главе победить на выборах. Половина администрации за два года до выборов только этим и занималась… Отлаженный механизм в больших масштабах. А какие огромные деньги на это тратились! Как заставляли коммерсантов за это платить! Вспомните!

— Давайте вспомним другое. Помните знаменитую фразу Ельцина, обращенную к членам правительства: «Не так сели»? Так вот, глава Твери, который будет избран Думой в марте следующего года по новому Уставу, он где будет сидеть (пардон за двусмысленность)

— Думе или в здании напротив, в кабинете главы Твери? Сами понимаете, вопрос непраздный. Вопрос о власти. Кто в Твери по новому Уставу будет обладать правом решающего голоса? Глава Твери или глава администрации (сити-менеджер)?

— По Уставу главные стратегические решения будет принимать Дума. В Уставе написано, что ТГД будет подписывать контракт с сити-менеджером, главой администрации. По этому контракту она может его и отзывать. В случае неисполнения им должным образом своих обязанностей. Дума будет согласовывать назначения заместителей, структуру исполнительной власти города в целом. Главенстовать в городе будет Дума.

— То есть, проще говоря, председатель Думы, он же глава города, будет первым лицом?

— Глава города и должен быть первым лицом.

— При этом весьма зависимым от депутатов.

— Да, конечно. Но будем надеяться, что партии направят в ТГД способных людей.

— А почему в новом Уставе от принципа зеркальности отказались? Почему главу города, например, выбирает обычное большинство, а снимает квалифицированное, двумя третями голосов депутатов?

— Нет, не отказались. Все привели в соответствие с федеральным законом. Мы хотели сделать достаточно прозрачную систему.

— Давайте теперь поговорим о главе администрации, или сити-менеджере. Какова процедура его назначения?

— В Уставе мы прописали ряд требований. Они будут детализированы, естественно. Назначаться глава администрации будет следующим образом. До его назначения создается конкурсная комиссия. Она будет на одну треть состоять из представителей субъекта Федерации, а на две трети — из городской Думы, представителей города. Комиссия выберет двух претендентов на эту должность. Людей наиболее достойных на должность главы администрации города. Их кандидатуры будут представлены в ТГД. Дума предпочтет одного из двух в ходе голосования по кандидатурам.

— Я верно вас понял, что у депутатов будет альтернатива при голосовании?

— Верно. Выбирать будут из двух кандидатов.

— Понятно. А процедура отзыва, снятия с должности главы администрации какова? Двумя третями народных избранников?

— Нет, здесь мы также сохранили принцип зеркальности. Если назначали простым большинством, то и снимать будем простым большинством голосов депутатов Думы. Другой вопрос, что выбрать надо дееспособного, профессионального хозяйственника. Умного и честного человека, способного правильно и хорошо организовать дело. Ну так, чтобы не пришлось этого человека снимать с должности. Большая ответственность у Думы: попасть в нужного человека. Ведь партиям придется принимать ответственность за этот выбор. И прежде всего той партии, которая будет иметь большинство в Думе. То есть, по большому счету, речь пойдет об авторитете партии и Думы в целом.

— Глава администрации не должен, наверное, быть ребенком, за которого все решают родители. Ну в смысле Дума. А вы предлагаете ему даже его заместителей назначать. Как можете это прокомментировать?

— Назначать никто не собирается. Дума их будет согласовывать. Обычная практика. Как, допустим, губернатор согласовывает назначение на должности своих первых заместителей. Мир же от этого еще не рухнул? А контроль со стороны представительного органа власти — он всегда нужен.

— Сегодня в первом приближении вы можете назвать фамилии тех людей, которые могут претендовать на должность главы администрации Твери?

— Давайте я вам лучше расскажу, на кого этот человек должен быть похож.

— Так я не сомневаюсь, что на Путина…

— Нет, без шуток. Наш человек, сугубо тверской. Так вот глава администрации Твери, на мой взгляд, по своим профессиональным, деловым и человеческим качествам должен очень напоминать бывшего директора вагоностроительного завода, ныне сенатора Владимира Ивановича Савина. Должен иметь такой же опыт, так же с любовью относиться к городу и иметь такие же высокие человеческие качества. Не забывайте: это будет наш первый опыт назначения на ключевую тверскую должность. Ошибок в этом деле быть не должно. От того, насколько правильным будет наш выбор, зависит и авторитет, работоспособность предлагаемой нами новой модели управления городом.

— Нынешних тверских управленцев из команды Олега Лебедева в этой должности не видите?

— Можно, я на этот вопрос отвечать не буду? Понимаете, люди работают. А мы присматриваемся ко всем. Сегодня у всех есть шанс принять участие в конкурсе.

— Почему, на ваш взгляд, так нервно ваши политические конкуренты восприняли новшества с Уставом?

— Обычная борьба за власть. У кого-то банальные личные амбиции. Кого-то просто специально разогрели, сказав ему, что он непременно победит на прямых выборах главы Твери. Фамилии этих людей хорошо известны.

— Что помимо выборов в ближайшие месяцы для Тверской Думы будет самым сложным?

— Восстановить свою репутацию. После всех этих коррупционных скандалов и массовых посадок. Ну и, естественно, бюджет. Принятие сбалансированного бюджета на 2009 год. Нужно обязательно оставить все социальные программы в городе. Сделать целевые сквозные городские программы. Это касается детских садов, школ, больниц, общественного транспорта, ЖКХ. На сегодняшний день депутаты не видят в полной мере, как расходуются денежные средства. Допустим, по тому же вопросу благоустройства города. Эти программы разбиты на четыре районных. А должно все быть в одном месте. Точно так же должно быть с детсадами, с больницами. У нас не должно быть муниципальных закупок по 80 рублей за один килограмм помидоров. Представляете, когда в августе — сентябре на бюджетные деньги для детсадов, школ закупаются помидоры по 80 рублей за килограмм!

— Почему так дорого?

— По вполне понятным причинам. Ни одна оптовая организация не участвовала в заказе. Все какие-то ЧП, которые покупали овощи-фрукты на оптовых базах. Посредники и накручивали деньги.

— ЧП, близкие администрации Твери?

— Не могу пока сказать, как эти ЧП появились в самом деле. Не до конца владею этой темой. Главное в другом. Мы меняем правила игры. Главное здесь — контролировать расходование бюджетных средств и за это перед избирателями отвечать. Никто не должен превращать Тверь в некую коммерческую фирму для зарабатывания денег в собственный карман…

 

Владимир Буячкин